Вы, возможно, не знали о том, что компоненты, которые устанавливаются вместе с Windows Media Player 9 (и более поздними версиями) содержат встроенные средства широковещательной передачи аудио-данных. Фактически каждый подключенный к сети компьютер, на котором установлен Windows Media Player, может быть превращен в сетевую радиостанцию. Для этого можно воспользоваться готовыми программами. Можно написать собственную программу, используя напрямую интерфейсы, предоставляемые Windows Media System (такие как IWMWriterNetworkSink, IWMProfile, IWMCodecInfo) и еще десяток функций и интерфейсов (их описание содержится в Windows Media SDK).
Мы рассмотрим другое решение - создание собственной Интернет-радиостанции с помощью Delphi и компонентов New Audio Components (NewAC). Написать такую программу очень просто. Мы увидим, что в простейшем примере нам будет достаточно соединить два компонента и настроить их свойства. Что дает нам написание собственной программы передачи аудио-данных? Прежде всего - свободу. Можно организовать передачу аудио с помощью микрофона, подключенного к вашему компьютеру. Можно передавать содержимое аудио-записей с вашего компьютера (для этого надо будет задействовать компоненты чтения аудио-данных из различных форматов, входящие в состав NewAC). Можно просто транслировать все, что звучит в вашей системе. Поскольку передача данных выполняется в формате Windows Media Audio, ее можно будет прослушивать с любого компьютера, на котором установлен Windows Media Player, или совместимый проигрыватель. Стоит отметить, что за последние годы качество потокового аудио-формата Windows Media Audio заметно улучшилось, так что даже при скорости передачи данных 16 кбит/сек мы можем получить звук вполне приемлемого радио-качества. При этом передача данных создаст незначительную нагрузку на локальную сеть. Разумеется, ничто не мешает нам организовать передачу данных с более высоким битрейтом, (а, следовательно, - качеством), но нагрузка на сеть в этом случае, естественно, возрастет. При наличии DSL-модема и видимого из внешней сети IP-адреса вы даже можете организовать трансляцию в глобальную сеть, хотя число клиентов, способных принимать вашу радиопередачу будет не очень велико.
Пишем программу
Передача данных осуществляется компонентом TWMStreamedOut. Разместим этот компонент в форме приложения.
Компонент TWMStreamedOut в окне формы приложения
В Инспекторе объектов следует настроить важнейшие свойства объекта WMStreamedOut1.
Свойства объекта WMStreamedOut1 в окне Object inspector
Свойство DesiredBitrate позволяет установить скорость и качество передачи данных. Скажем сразу, что фактическая скорость передачи данных может быть ниже, чем та, которую мы выбрали. Дело в том, что система Windows Media предоставляет нам несколько кодеков, каждый из которых работает с фиксированным набором входных форматов аудио-данных. Результирующий формат данных, созданных кодеком, зависит от типа кодека и входного формата данных, в большей степени, чем от заданного нами битрейта. Компонент TWMStreamedOut сам подбирает оптимальный кодек (можно пойти и по более сложному пути - выбрать нужный коде и формат вручную, но сейчас мы рассматриваем самое простое решение). Поскольку все кодеки являются частью формата Windows Media Audio, принимающая программа (Windows Media Player) справится с любым сочетанием. Свойство Id3V2Tags позволяет нам добавить текстовую информацию к передаваемой записи (эта информация будет отображаться в принимающей программе). Свойство MaxClients позволяет указать максимальное число одновременных подключений к нашей радиостанции (если присвоить этому свойству значение 0, максимально допустимое число клиентов будет неограниченным). В свойстве Port мы указываем номер порта, по которому наша программа будет ожидать запросы на подключение. С помощью свойства Input мы указываем объекту WMStreamedOut1 объект-источник данных. Обзор компонентов-источников аудиоданных NewAC выходит за рамки этой статьи. В нашем примере мы используем компонент DXAudioIn, который позволяет передавать звук, поступающий на различные входы ваших звуковых карт или просто работать в режиме "What U hear" - "все, что вы слышите", если ваше оборудование поддерживает такой режим.
В обработчике события OnClick кнопки StartButton, запускающей передачу, достаточно написать:
procedure TForm1.StartButtonClick(Sender: TObject); begin StartButton.Enabled := False; WMStreamedOut1.Run; end;
Начинаем радиовещание
После запуска программы нам остается выбрать аудиоустройство, с которого мы будем транслировать звук, и щелкнуть кнопку "Старт".
Интернет-радиостанция в работе
Наша программа передает данные в сеть, так что если ваш компьютер защищен брандмауэром, необходимо добавить программу-радиопередатчик в список программ, которым разрешен доступ в сеть.
Прослушивание
Для того чтобы "настроиться" на нашу радиостанцию, нужно запустить проигрыватель Windows Media, выбрать команду "Файл >> Открыть URL-адрес…" и в открывшемся окне ввести адрес вида:
mms://<имя_узла>:<порт>
например, так как показано на рисунке.
На всякий случай поясню, что "порт" должен соответствовать тому значению, которое мы указали в свойстве Port объекта WMStreamedOut1.
После этого вы можете насладиться прослушиванием.
Следует иметь в виду, что в следствие буферизации данных, как на стороне передатчика, так и на стороне приемника, даже в локальной сети трансляция осуществляется с задержкой в несколько секунд.