"Роскосмос" придумал, как продвинуть собственную систему спутниковой навигации "Глонасс": запретить ввоз иномарок с навигаторами GPS, если они не будут способны принимать сигнал "Глонасс".
Необходимо, чтобы иномарки ввозились в Россию с уже установленными навигаторами, способными работать не только с американской системой GPS, но и с российской системой "Глонасс", заявил вчера руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов. "Если на автомобиле не установлен "Глонасс"-приемник, то ввоз автомобиля в страну либо становится невозможным, либо в несколько раз повышаются таможенные сборы", - цитирует Перминова "Интерфакс". Такие предложения, по его словам, Роскосмос направил в правительство. "Только так мы можем защитить отечественный рынок, российских производителей", - объяснил Перминов, при введении ограничений на ввоз "нужда заставит автовладельцев использовать нашу аппаратуру "Глонасс".
Сейчас установка системы "Глонасс" обязательна только для федерального транспорта, напоминает независимый эксперт по космической политике Андрей Ионин. Уже запущено 20 спутников, которые обеспечивают покрытие сигналом без разрывов всю территорию страны, добавляет он. Навигационной аппаратурой российской сборки, по словам Перминова, сегодня оборудованы 17% воздушных судов гражданской авиации, 23% морского и речного транспорта, 27% государственного автотранспорта и 28% железнодорожных составов. К 2011 г. навигационными средствами будет оснащено 100% государственного транспорта, пообещал Перминов.
Для гражданских автомобилей установка аппаратуры "Глонасс" пока не является обязательным условием. В проекте техрегламента о безопасности колесных транспортных средств (разработан Минпромторговли) указано, что автомобили для перевозки людей, а также специальных и опасных грузов должны "предусматривать возможность оснащения аппаратурой спутниковой навигации "Глонасс" или "Глонасс-GPS". Но обязывать всех автовладельцев поголовно устанавливать аппаратуру "Глонасс" министерство не собирается, объясняет его представитель. Не обсуждалось с Минпромторговли и ограничение ввоза или повышение таможенных пошлин на иномарки, не оборудованные такими устройствами, отмечает он.
"Технически возможно совместить в одном приемнике два чипа конкурирующих навигационных систем, - объясняет сотрудник компании - производителя навигационного оборудования, - вопрос, зачем автопроизводителям этим заниматься при уже существующей и отлаженной системе GPS".
Сейчас поставщик системы навигации для Mercedes - GPS, говорит представитель Daimler Елена Дивакова. До принятия закона производителям нужно прояснить целый ряд вопросов, уточняет она: например, как будет функционировать новая система с точки зрения покрытия сети, безопасности, комфорта, как отразится на конечной цене автомобиля.
Рынок автомобилей с встроенной системой навигации в России мизерный - таковых продается ежегодно не более 10 000, говорит директор по развитию auto-dealer.ru Олег Дацкив. В прошлом году в страну было импортировано 1,99 млн машин.
Желание Роскосмоса продвинуть свое изобретение вполне понятно, считает чиновник правительства, но вряд ли оно найдет поддержку: навигатор нельзя рассматривать как неотъемлемую часть автомобиля - это дополнительное устройство, которое устанавливается по желанию автовладельца. Иномарки, не оборудованные двойными датчиками, придется выделить в отдельную группу, которой должен быть присвоен отдельный код таможенной номенклатуры (только в этом случае пошлины на них могут отличаться от ввозных ставок для других автомобилей), добавляет чиновник Минэкономразвития. Обычно разделение одной группы товаров происходит по какому-то неотъемлемому признаку (например, объем двигателя у автомобиля), а устанавливать завышенные ставки на основе наличия или отсутствия допоборудования - совершенно непонятная идея, заключает он.